В статье швейцарских ученых из Института здоровья Нестле Мартина Куссмана и Петера ван Бладерена, опубликованной в журнале «Новые направления генетики» (Frontiers in Genetics), рассматривается новый подход к пониманию роли в здоровом питании человека взаимодействий между геномами трех типов: геномами употребляемых в пищу организмов, геномами микробиоты кишечника и геномом человека, употребляющего пищу и служащего организмом-хозяином для микробиоты. Такой подход называют нутригеномикой. Авторы статьи полагают, что нутригеномика позволит проводить комплексные исследования на молекулярном уровне эффектов, связанных со здоровым питанием.
Изучение геномов организмов, употребляемых в пищу, важно для понимания того, какие макро- и микроэлементы, а также специфические биоактивные вещества содержатся в данных организмах, и особый интерес в этом случае представляют гены, кодирующие биоактивные белки и пептиды. Современная наука о питании исследует связанные со здоровьем человека аспекты биоактивных компонентов пищевых продуктов, тем самым способствуя сохранению здоровья, предотвращая или отсрочивая возникновение заболеваний, оптимизируя эффективность и оценивая пользу и риски для конкретных индивидуумов и субпопуляций человечества.
Микробиота кишечника человека представляет собой сложную экосистему, которая оказывает важное влияние на метаболизм организма-хозяина, т.е., собственно человека. В настоящее время микробиоту изучают на геномном уровне (состав генов), а с недавних пор – и на протеомном (состав белков) и метаболомном (состав метаболитов) уровнях.
Что касается человека, то его в основном исследуют с точки зрения генетических предрасположенностей и вариабельности между отдельными индивидуумами. Особое внимание уделяют следующим проблемам:
- ответ организма человека на определенную диету и направление траектории стратегии по сохранению здоровья;
- эпигенетическое («надгенетическое», без изменения последовательности генома) и метаболическое программирование на определенных стадиях жизни человека, результаты которого проявляются на более поздних стадиях жизненного пути и даже в последующих поколениях;
- резкое изменение экспрессии генома (т.е., изменение экспрессии определенных генов) как целостный ответ на диету (в этом случае мониторинг экспрессии генома проводят на уровне транскриптов, образующихся с определенных генов, на уровне белков и метаболитов).
Персонализированная диета означает, что питание подобрано с учетом индивидуальных потребностей конкретного человека, в зависимости от его стадии жизни, стиля жизни и жизненной ситуации, в которой человек находится.
Традиционно нутригеномика и нутри(эпи)генетика рассматриваются как ключевые области науки для понимания вариабельности человека в отношении предпочтений и потребностей в диете, а также в отношении ответов организма человека на питание. Но часто учитывается только геном человека. М. Куссман и П. ван Бладерен полагают, что подход, названный «расширенной нутригеномикой», рассматривающий не только геном человека, а три типа геномов – организмов, употребляемых в пищу, микробиоты и человека – может в будущем стать инструментом для подбора персонализированной диеты, поддержания здоровья и профилактики заболеваний. При этом авторы понимают термин «геномика» в его широком смысле – как исследование геномов (состава и последовательностей ДНК), протеомов (состава и последовательностей белков), транскриптомов (состава и последовательностей РНК) и метаболомов (состава метаболитов), а не только изучение ДНК и РНК.
(перевод с русского на английский / English to Russian Translation)
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3268576/
|